Музыка развивает мозг глубоко недоношенных детей

Мозг недоношенных детей хорошо развиватеся посредством музыки

В Швейцарии, как в большинстве промышленно развитых стран, почти 1% детей рождается глубоко недоношенными – до 32-й недели беременности. Это примерно 800 детей в год. Достижения современной неонатологии дают им хорошие шансы на выживание, однако, такие дети имеют высокий риск развития нейропсихологических расстройств.

Для развития мозга этих хрупких малышей, подвергшихся воздействию стрессовых условий, интенсивной терапии, исследователи из Женевского университета (UNIGE) и университетских больниц Женевы (HUG), предложили оригинальное решение – использовать звучание музыки, написанной специально для таких новорожденных.

Первые результаты опубликованы в трудах Национальной академии наук (PNAS) в США. С помощью методов медицинской визуализации показано, что нейронные сети недоношенных, которые слушали подобную музыку, активнее участвуют в проявлениях сенсорных и когнитивных функций, развиваясь лучше, чем у недоношенных, не испытавших музыкального воздействия.

Отделение интенсивной терапии новорожденных в HUG ежегодно принимает 80 недоношенных, родившихся на сроках 24-32 недель беременности, т. е. почти на четыре месяца раньше положенного. Подавляющее большинство таких детей выживает. Но у половины позднее развиваются нейродинамические расстройства, включая трудности в обучении, расстройства внимания или эмоциональные нарушения.

При рождении мозг таких младенцев незрел. Поэтому его развитие должно продолжаться в отделении интенсивной терапии, в условиях инкубатора. Однако и это – совсем иные условия, чем, если бы дети все еще были в утробе матери.

Как пояснила Петра Хюппи, профессор Медицинского факультета Женевского университета и начальник отдела развития и роста HUG, руководитель исследования, незрелость мозга в сочетании со стрессовой окружающей средой объясняет, почему нейронные сети не развиваются нормально.

Музыка на заказ

Женевские исследователи исходили из практической идеи: поскольку нейронный дефицит недоношенных обусловлен, в том числе, неожиданными и стрессовыми стимулами, а также отсутствием стимулов, адаптированных к их состоянию, окружающая детей среда должна быть обогащена введением стимулов противоположной направленности: приятных и структурирующих. Поскольку слух у недоношенных функционирует, музыка оказалась хорошим кандидатом. Но какая это должна быть музыка?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Сердечно-сосудистые скрининги позволили выявить диабет и высокий уровень холестерина у школьников

По словам Петры Хюппи, на помощь медикам пришел композитор Андреас Волленвейдер , который ранее проводил музыкальные проекты с детским населением и проявил большой интерес к созданию музыки, подходящей для недоношенных.

Лара Лордьер, доктор философии, специалист в области нейронаук и научный сотрудник университета, отметила важность связи музыкальных стимулов с состоянием ребенка. День недоношенного структурировали приятными стимулами: в момент пробуждения, при засыпании, при взаимодействиях со взрослыми.

Чтобы подобрать инструменты, подходящие для маленьких пациентов, Андреас Волленвейдер играл на различных музыкальных инструментах перед младенцами в присутствии медсестры, имеющей специализацию в области развивающих технологий детского возраста.

Инструментом, который вызвал наибольшую положительную реакцию недоношенных, была флейта индийских заклинателей змей (пенджи). Очень возбужденные младенцы почти мгновенно успокаивались, их внимание привлекала музыка. Композитор записал 3 звуковых дорожки по 8 мин каждая, в которых звучат пенджи, арфа и колокольчики.

Повышение эффективности функциональных связей в мозге детей посредством музыки

Проводилось двойное слепое исследование с участием опытной группы недоношенных детей, которые слушали музыку, контрольной группы недоношенных и контрольной группы доношенных новорожденных. Оценивалось, будет ли развитие мозга глубоко недоношенных, которые слушали музыку, похоже на развитие доношенных детей.

Ученые использовали функциональную МРТ в покое для исследования всех 3х групп детей. Без музыки у недоношенных, как правило, области мозга имеют более слабые функциональные связи, чем у доношенных, что подтверждает отрицательное воздействие недоношенности на развитие мозга.

Наиболее пострадавшей при этом оказывается нейронная сеть, которая обнаруживает информацию и оценивает ее актуальность в момент времени, затем устанавливая связи с другими сетями мозга, которые должны действовать. Это необходимо как для обучения, так и для выполнения когнитивных задач, а также для развития социальных отношений и эмоционального управления, как отметила Лара Лордьер.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Раннее введение новой пищи младенцу помогает избегать развития аллергии

В реанимационном отделении дети перегружены раздражителями, непосредственно не связанными с их состоянием: двери открываются и закрываются, срабатывает аварийная сигнализация и т.д. В отличие от доношенного новорожденного, который в утробе матери приспосабливает свой внутренний ритм к ее ритму, недоношенный в реанимации не способен развить связь между значениями стимулов и их контекстом.

С другой стороны, нейронные сети детей, слышавших музыку Андреаса Волленвейдера, улучшались: функциональные связи между сенсорными сетями – слуховой, сенсомоторной, фронтальной, таламусной и другими действительно увеличивались. Это приводит к организации мозговых сетей, более похожих на организацию их у доношенных детей.

Первым детям, участвующим в проекте, в настоящее время уже по 6 лет. Поэтому ученые снова встретятся со своими юными пациентами, чтобы провести полную когнитивную и социально-эмоциональную оценку уровня их развития и сделать выводы: сохранились ли положительные результаты музыкальных воздействий в первые недели жизни детей.

Источник: medicalxpress.com

Музыка развивает мозг глубоко недоношенных детей
Средняя оценка 5 Проголосовало 2

Добавить комментарий

Нажимая кнопку "Отправить комментарий", Вы даёте свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных", на условиях и для целей определенных политикой конфиденциальности.